alt alt   alt

 
Вход/Регистрация
00:00
Now playing
Выберите радиостанцию
Памятники

Мавзолей Гур-Эмир

Мавзолей Гур-Эмир

Гур Эмир (в переводе - могила эмира, повелителя, т.е. Темура) - место, где похоронены Амир Темур, его сыновья и внуки. Первоначально мавзолей предназначался лишь для внука Темура, Мухаммед Султана, который умер молодым в 1403 году, во время военного похода. Темур потрясенный смертью любимого внука, в котором он видел наследника престола, распорядился возвести мавзолей на территории ансамбля царевича Мухаммеда Султана. Он был его внуком от старшего сына Джехангира и замещал Тимура в его отсутствие, считаясь его преемником на троне.

Кровавый завоеватель народов Азии, "Железный хромец" - Темур был несчастлив в своем потомстве и горячо переживал потерю старшего сына Джехангира и внука от него. Этот ансамбль, включающий медресе и ханако был объединен квадратным четырех - айванным двором с высокими стенами, четырьмя угловыми минаретами и порталом. Портал украшен в технике резной наборной мозаики.

Виртуозные узоры выполнены мастером Мухаммадом-ибн-Махмудом Исфахани. Восстановлены на высоту человеческого роста стены дворика, подняты несколькими рядами кладки стен худжры медресе. Во время реставрационных работ по фотографиям и обмерным чертежам, сделанным в XIX веке, в 1996 году к 660-летию Амира Темура Сохибкирона, восстановлены два минарета. Композиция мавзолея Гур Эмир выдержана в схеме, ставшей в Маверанахре традиционный: призма основания, цилиндрический барабан, купол. Но много и нового внесли мастера: призма основания - восмигранная, необычная для монументальной архитектуры Средней Азии, уникален по форме внешний купол, увенчанный золотым навершием - кубба.

Высота купола 12.5 м., диаметр в основании - 15 м. Однако купол не кажется таким громоздким. Это достигается благодаря тому, что он разделен на грани, плавно переходящие к барабану. Бирюзовая полива придает ему особенно нарядный вид на фоне ярко-голубого неба Самарканда.

Композиция мавзолея отличается монументальностью, которую определяют не только крупные размеры, нои красота объемных форм. Впечатление монументальности, торжественности усиливает декор: восьмигранная призма основания отчеркнута по низу мраморной панелью, над ней крупный орнамент, выложенный глазурованными плитами на фоне обоженного кирпича; огромные, почти трехметровые надписи опоясывают барабан; жгуты купола облицованы голубыми плитками.

Для интерьера мавзолея также характерны монументальность, стройность пропорций. Высота интерьера 23 м., длина стен четверика - 10 м. Соотношение длины, высоты стен и всей высоты помещения 1х1, 1х2х3. Для того, чтоб увеличить пространство, строители ввели ниши, придававшие интерьеру крестообразный план. В декоре интерьера мавзолея нашли отражение характерные для рубежа XIV - XV вв. композиционные приемы, сплошное декоративное покрытие, насыщенность узорами и цветом, роскошь. Четко ограниченные полосами надписи имеют свою орнаментальную композицию; панель, плоскость стен, ярус тромпов, внутренний купол, принцип размещения декора присущи архитектуре Средней Азии рассматриваемого периода.

Высокая панель из зеленоватого оникса была некогда покрыта орнаментальной росписью синим и золотом. Красочная роспись и позолота украшали мраморные плиты поясов над панелью. На стенах - громадные панно с крупным звездчатым гирихом. Для убранства купола и яруса парусов были применены рельефы из папье-маше, покрытые золотом и мелким цветочным орнаментом. Интерьер украшали деревянные двери с прекрасной тонкой резьбой и инкрустацией перламутром и серебром, цветные узорчатые витражи в окнах из красного, голубого, фиолетового, зеленого, желтого стекла. Представление о том, каким было убранство мавзолея вскоре после окончания строительства дополняет описание историка Ибн Арабшаха: "На могилу Темура были положены его одежды, по стенам были размещены предметы его вооружения и утвари, все было украшено драгоценными камнями и позолотой… С потолка, подобно звездам на небе, свисали золотые и серебряные люстры, одна из таких люстр весила 49999 мискалей. Пол был покрыт шелковыми и бархатными коврами…" В 1409 году, посетивший могилу своего отца Шахрух приказал передать в казну находившиеся в мавзолее предметы одежды, утвари и вооружения. С великолепием интерьера прекрасно сочетается мраморная решетка с разнообразным орнаментом и каменные надгробия - декоративные намогильники. В Гур-Эмире особенно наглядно представлен "секрет" творческого метода средневекового зодчества; в основе проекта здесь лежали пропорции квадрата главного зала, определив все остальные размеры здания.

В 1425 году было установлено надгробие Темура из темно-зеленого нефрита, вывезенного из Моголистана во время похода Улугбека.

Как предполагают исследователи, строительство, продолженное Улугбеком, осталось незавершенным. По его приказу была построена галерея для входа в мавзолей, сохранившаяся до наших дней. В 1447 году по распоряжению Улугбека из Герата было перевезено тело Шахруха, сына Темура. В ногах у Темура надгробие Улугбека. Самое большое надгробие принадлежит духовному наставнику Темура - Мир-Сейиду Береке. Не установлено, кому принадлежат два малых надгробия и надгробие, которое находится за решеткой. По мысли Темура, грандиозность архитектурных форм должна была внушить представление о величии погребенных в Гур-Эмире лиц. И на самом деле, по мнению искусствоведов, "памятник этот, как, может быть, никакое погребальное сооружение Средней Азии, порождает высокие помыслы о величии человеческих дел".

Мавзолей Гур Эмир - это памятник нового стилистического направления, которое к концу XIV в. сложилось в Самарканде на базе объединенных творческих усилий мастеров Средней Азии и других стран на Востоке. Начатые в 1951 году реставрационные работы были возобновлены в 90-е годы в связи с юбилеем Амира Темура. Дополнены ониксовые панели, позолота, росписи. С потолка, как и в прошлом, свисает роскошная люстра. А в склепе под полом мавзолея, оформленном очень скупо, находятся захоронения, расположенные в том же порядке, что и декоративные намогильники.

В июне 1941 года по решению правительства Узбекистана были проведены исследования ученых по вскрытию склепа мавзолея Гур-Эмир. Вскрытия показали, что в мавзолее действительно погребены Темур, Улугбек, Шахрух, Мираншах и Мухаммед-Султан. Антрополог - реставратор М.М.Герасимов воссоздал по черепам скульптурные портреты Темуридов.
Останки Темура и Мухаммед-Султана находились в деревянных гробах, все остальные захоронения производились непосредственно в саркофагах. Гроб Темура сделан из арочного дерева. А обряде захоронения использовался метод бальзамирования. Захоронение Улугбека свидетельствует о том, что он был убит и похоронен как шахид, в одежде, в которой его застала смерть, что полностью соответствует предписанию шариата. "..Каждый плывет до назначенного ему срока", - строки из примечаний надписи на могильной плите ученого.
Величие и легкость архитектурных линий и форм, богатство разноцветной мозаики, монументальность и стройность пропорций, расписное декоративное покрытие интерьера сделали мавзолей Гур-Эмир уникальным памятником среднеазиатского зодчества. 

Комментарии 0

Авторизуйтесь чтобы добавлять комментарии