Все развлечения Ташкента

 alt alt   alt

 
Вход/Регистрация
People

Севара Назархан. Своя среди чужих, чужая среди своих

2101
0

В какой стране вы сейчас проводите большую часть своего времени, где чувствуете себя наиболее комфортно?

alt

На сегодня это Лондон. Чувствую себя комфортно и там и здесь. Потому что, по природным показателям наши страны похожи, хотя там некая влажность существует, ну это географическое расположение. Там очень много природы вокруг, как и здесь, ну и сама европейская часть окружена морями, все цветет круглый год и так далее. Это очень благотворно влияет как на меня, так и на мою семью. Так как я летаю туда-сюда, я точно не могу сказать, где больше нахожусь, честно говоря, как-то между. Разрываюсь. Там где-то Россия, разные города России, и моя родина Узбекистан, и ее красоты, где то Европа, Англия, иногда летаю в Америку, конечно Рига. То есть такие наработанные участки, где я, в общем то, была и куда спустя какое-то время снова меня приглашают, потому что соскучились и для нас это тоже неплохой опыт - поездить, помотаться, показать, что у нас есть на сегодня, поиграть, поработать со зрителем.

 

Вы не часто радуете слушателей сольными концертами у себя на родине. Почему так происходит?

alt

Из-за напряженного графика так получается. Я не считаю, как будет это все складываться, потому что перелеты из одного континента в другой, они происходят именно хаотично, то здесь, то там концерты, и вот пришел черед и в Ташкенте дать сольный концерт в три дня, вот и вся причина. Я на самом деле всему этому очень рада, потому что все, что ни происходит, все к лучшему.

 

Расскажите о прошедших концертах - программе, дуэтах, подготовке?

alt

Программа была насыщенной - она включала в себя и новые песни, и хорошо знакомые слушателю, те, что близки моему сердцу. Над концертом работала моя «банда» - музыканты, с которыми мы работали в течении 15 -18 лет, а с некоторыми и поболее. Все родное, все то, что меня окружало все эти годы и прозвучало на этой площадке.

 

Было ли что-то особенное, что вы хотели сказать зрителю своими выступлениями?

alt

Ничего особенного сказать зрителю не хотелось. Хотелось просто порыться в себе. Это была какая то беседа через музыку, ноты, конечно, были моменты, где нужно подумать о жизни, о мире.

 

В начале и середине 2000-х ваша карьера прекрасно складывалась на Западе, а с конца 2000-х – начала 2010-х больше внимания обращено на Россию и страны СНГ. Почему так произошло? Это было осознанное решение или Европа устала от вашего формата?

alt

Кто устал от меня это вопрос сложный. Потому что я особо нигде не закреплялась, чтобы мозолить всем глаза. У меня все как-то получалось постепенно - играю там, играю здесь. Охватить всю планету достаточно сложно. Если даже рассматривать какого-то артиста, который, может быть, популярен в Америке, ему, в общем то, и достаточно этой Америки, он там может находится, и там он может уже приедаться, может уставать человек. Обо мне это сказать сложно, потому что я не тот человек, который желает массовой любви. Для меня гораздо важнее создать, показать и исчезнуть. Это вообще уже мой конек, если можно так сказать, фишка. 

Честно говоря, нет осознанного или неосознанного решения. Ни черта от нас не зависит на самом деле, во многом. У кого-то работает команда людей, кто-то может самостоятельно себя продвигать достаточно неплохо, но это все происходит, естественно, и складывается из обстоятельств. Кто как может, кто как умеет. В моем случае все гораздо проще - я катаюсь и туда, и сюда и пока гость желанный. Такое сегодня даже сложно представить, потому что сейчас очень много артистов, много разной музыки, и приедаться или уставать от одного артиста наверное сложно, по крайней мере, я о себе сейчас говорю, только потому что я не много маячу. Для меня это самое идеальное состояние, я безумно этому рада, и очень благодарна, что так складывается моя жизнь.

 

Что значит «быть одной из лучших», ведь у себя на родине вы «звезда» международного масштаба? Ощущаете ли вы себя «звездой»?

alt

Не следует так думать, говорить или спрашивать. Я всегда говорю, что каждый из нас звездочка и каждый светит по-своему, кто-то больше, кто-то меньше, но эта яркость не предрешает какие-то моменты ни в личной, ни в творческой жизни. Я одна из тех, кто старается в этом мире найти себя, и этот постоянный поиск немаловажен. 

В то же самое время, важны ощущение баланса внутри себя, вера в то, что и завтра все будет хорошо, и конечно, благодарность. Благодарность Всевышнему, прежде всего. Каждый человек имеет право быть благодарным мирозданию, всему, что может радовать глаз, слух. Все это складывается из простых и невероятных вещей в природе. 

Уже давно отпала вся шелуха и эпититеты «звезда», «поклонники». Желательно этим не обрастать с самого начала, чтобы рядом были добрые друзья, люди, которые могут направить словом, помочь советом. Мне в этом смысле повезло. 

Немаловажно, чтобы в человеке был стержень. Это, наверное, важный момент в воспитании, поэтому большое спасибо родителям, что они мне где-то помогали, где-то направляли, а где-то, возможно, могли и поругать, что тоже иногда необходимо.

 

Какие вехи в собственном творчестве вы можете выделить для себя, почему? Какое сотрудничество было особенным? С кем хотели бы еще поработать?

alt

Оглядываясь назад, могу выделить определенных людей. Например, знакомство с Шерали Джураевым - общение с ним, совместные композиции. Вячеслав Бутусов, Питер Гэбриел - его скромность, поведение, воспитание. Он очень стеснительный человек, и при этом знаток своего дела. В общем то, всех этих людей объединяет самодостаточность, уверенность в своих решениях. Благодаря этому, наверное, они есть в этом мире, есть их музыка, их мнение в целом по жизни.

Тот же Вячеслав Бутусов состоялся и как автор книг. У него специальность - точные науки, и это тоже как-то повлияло на его жизнь в целом. Борис Гребенщиков, конечно, это одно из первых знакомств. Доброта, отношение к жизни, все эти люди влияют на становление человека в целом.

Очень важно, кто тебя окружает, но это тоже некое отражение самого себя, почему это происходит, почему мы притягиваем к себе подобных - это тоже огромная тема, о которой можно бы побеседовать, но которая больше для собственного раздумья, как мне кажется. Сегодня мне хочется быть наедине с собой, черпать то, что еще возможно найти в себе, в книгах, которые я встречаю, и сборниках, с которыми я сталкиваюсь в жизни. Наверно, больше с литературой хочется поработать.

 

Какой опыт получили от фестиваля Womad и от сотрудничества с Питером Гэбриэлом?

alt

Сотрудничество с Габриэлом продолжается - недавно мы записали очень красивый саундтрек к мультфильму, который он продюсирует. Мы вместе работаем на его лейбле по сей день.

 

Будучи уже состоявшейся исполнительницей, известной не только на родине, но и далеко за ее пределами, вы часто принимаете участие в различных телевизионных шоу и конкурсах, многие из них предназначены для молодых исполнителей, только начинающих свой творческий путь. Зачем? Какие цели вы этим преследуете?

alt

Так сложилось, что «Голос» появился уже после того, как мы объездили с турами практически половину мира, а затем и другую половину, но осталось совсем немного, что и хочется и нужно увидеть, и где было бы неплохо сыграть концерты.

Почему, зачем - это вопросы не только ко мне, потому иногда все происходит независимо от тебя - ты себе что-то планируешь, а там уже свои планы давным давно созданы, ты идешь по своему пути, а этот путь уже давным давно предопределен.

Корыстных целей тогда не было. Правда, на тот момент у меня был альбом «Так легко», который как-то очень рьяно отталкивали в России, а мне было важно, чтобы он был услышан, потому что, на мой взгляд, там были песни, которые неплохи, в объеме всего альбома. Особенно по текстам, они были даже где-то необходимы на тот момент. Были подобные цели. Ну и из-за того, что больше Европа, Америка были у меня в расписании, до России руки не доходили и, благодаря этим проектам, ощутилось полное проникновение на ту территорию.

 

Ваша мама была одним из первых учителей, принимала непосредственное участие в вашем музыкальном становлении. Как сейчас она относится к вашим успехам? Принимает ли участие, помогает советами?

alt

Конечно, мама помогала и помогает, но никакого фанатизма в отношении меня у нее нет. Моим творчеством она не особо интересуется - если ей что-то не нравится, она обязательно это озвучит, но так, чтобы специально следить, или заметки обо мне собирать, это не про нее и мне это очень нравится в ней. Она очень занятой человек, цельный и во многом я похожу на нее. Но вот когда дело доходит до внуков, там уже все - ее сердце тает. Папа, конечно, тоже оказывал влияние на меня и мое творчество и оказывает его по сей день, несмотря на то что он не с нами.

 

Как вы относитесь к тому, что ваши дети могут пойти в музыку по вашим стопам?

alt

Внутренне я не настроена, чтобы они были музыкантами или вообще были в музыке, поскольку этот путь не такой простой, как, впрочем, и любой другой. Он состоит из множества нюансов, к которым следует относится очень внимательно. Хотя, старший сын достаточно неплохо играет на трубе в оркестре, но и в других моментах он проявляет себя достаточно. А младшая - поглядим, надеюсь, она у нас будет доктором.

 

Поддержите ли их выбор или напротив, станете отговаривать? Станете ли помогать в достижении целей, вне зависимости от их способностей?

alt

Если у них будет желание - обязательно дам добрый совет, и, возможно, мы даже не дойдем до того, чтобы они захотели идти в музыку, потому что внутренне у нас, родителей, немного другие установки. Нередко родители сами направляют детей в музыку, если они музыканты, так бывает. Если первые шаги направить в другое русло, возможно, все сложится иначе.

 

Почему сложилось так, что вы не в «мейнстриме» узбекского шоу-бизнеса, нет ли планов занять свое место в этой нише?

alt

Я считаю, что надо разложить по полочкам, что такое шоу и бизнес. Мне кажется, это какие-то ярлыки, абсолютно ненужные для здешней территории. Гораздо лучше и прозрачнее было бы назвать это «музыкальной сценой», например. Несмотря на то, что здесь очень много происходит «маячания» на сцене и очень много непрофессионального подхода, тем не менее, зарождаются какие то удивительные таланты, которые самостоятельно себя двигают. Это само по себе вызывает у меня изумление и некую радость. Есть и те, кто нереально расстраивает, но они есть, и, в общем-то, удачи им всем. Хотя мне непонятно вообще, почему у них происходит развитие, и почему их принимают. С другой стороны, я понимаю отчего это происходит, почему это все двигается и приветствуется. Так получилось, что все мои концерты проходили не на моей родине. Для артиста все-таки немаловажно путешествовать и выступать, так было всегда. В музыке нет возраста - ты можешь и в 60 и 70 показывать свое творчество, быть нужным прежде всего самому себе. У меня своя дорога, как и у каждого из нас.

 

Как вы относитесь к узбекской эстраде, кого можете выделить среди современных исполнителей? Дружите ли с кем-то из них?

alt

Я вижу много патриотичного, не знаю насколько это многими артистами осознанно, насколько это искренне или честно, но это уже второй момент. Нужно каждому на досуге подумать, кто что делает. Не мне судить о творчестве того или иного артиста. 

Единственное, что я могу заметить или увидеть - это непрофессионализм, незнание чисто как музыканта. Есть сейчас артисты, как здесь, так и во всем мире, они поют как умеют, чувствуют. Иногда даже не поют, а могут как-то напевать из возможностей своих голосовых. Конечно, немаловажно учиться и со знанием дела подходить, но бывают артисты-самородки, они могут себя показывать без знаний и какого-то музыкального опыта.

Если говорить о наших артистах, они больше самоучки на сцене, некоторые из них даже ошибочно. Я говорю в целом о том, что происходит сегодня. Со временем, я думаю, все-таки произойдет чистка, и те, кто действительно «не в теме» отпадут, а те, кто старается, работает над собой, останутся и будут развиваться, и в этом ничего плохого я не вижу, если честно. 

Поэтому, мое отношение положительное, пускай даже там что-то и раздражает, это нормально. Есть некая конкуренция, есть рождение песен у многих из них, знание этих песен молодежью и так далее. Молодежь всегда равняется на своих героев, хотелось бы пожелать этим героям, чтобы они были грамотнее, скромнее, особенно внешне. Кого-то выделять из современных не могу, чтобы никого не обидеть, потому что для меня важно нутро, а нутро многих меня даже больше расстраивает, чем радует. Как минимум, со многими из них я здороваюсь, если я улыбаюсь, то это реальная улыбка, а не игра, на большее, если честно, не остается времени.

Хотя многих очень я люблю и стараюсь быть честной. «По-честноку» всегда комфортнее, правильнее, и ты знаешь, что никого не обидишь, что не маловажно. А дружить - это как-то очень круто. Крутое само по себе слово - это подарок небес, поэтому я дружу с теми, с кем дружу с детства и уже, я думаю, каждый человек в определенном возрасте наврядли будет заводить знакомства только для того, чтобы быть осторожнее и никого не обидеть. Дружить это слишком мощно.

Хотя есть у меня очень хороший друг в лице актрисы Дилором Камбаровой. Нам есть о чем пообщаться, есть наши беседы, есть наша дружба

Есть очень хорошее общение с Муножат Йулчиевой, она для меня особенный человек, интереснейший, кладезь просто в плане музыкального течения. Она может мне иногда помочь советом и так далее. Люди более взрослые наверное представляют для меня интерес.

Стараюсь поддерживать молодых, это немаловажно. Поддерживать и дружить это немного разные вещи. Мне интереснее поддерживать. Того же Шахриера, которого очень долго на сцене не было, тем не менее он дерзает, он молодой, я стараюсь его поддерживать. И вообще те кто обращается, если они у меня интерес вызывают, я спешу к ним на помощь, в остальном могу дать как минимум добрый совет, и дальше своей дорогой.

 

Ваше творчество в основном строится на народной музыке, но были эксперименты в иных форматах. В чем вы чувствуете себя наиболее комфортно и в чем хотели бы попробовать себя еще?

alt

Если брать исконную классическую узбекскую музыку, абсолютно положительно. Мелодически я нахожу, что наши песни очень красивы. Гармонически, если мы разбираем этот вопрос - они просты, нередко наивны, но очень красивы, не режут слух. Они понятны, даже необходимы тому или иному возрастному потоку людей, молодежи и так далее. 

Раньше меня интересовала красота музыки - как я использую те или иные нюансы в голосе, мелизматика (способ распева текста - ред.), то есть техническая сторона. Сейчас меня интересует, как и должно интересовать более взрослого человека, внутренняя особенность музыки, обязательно текст. Меня не интересует, прозвучало ли это в чистых нотах, я для себя, не на конкурсе сижу. Музыка сегодня для меня - это такое очень крутое выражение той или иной ситуации жизни. Я уже не тащу себя в сторону народного, или поп движения, и не разделяю даже, у меня как идет - так идет. 

Может уже что-то сложилось, сформировалось, это мне тоже не сильно понятно. Важна суть - как я могу это выразить, как я могу это донести, вот и все, что меня интересует. Я же сама составляю мелодии, сама работаю над звучанием. Для меня вот этот лоск, красота, сладость, по-моему уже отошла на другой план, меня даже пугает, когда я слышу такую музыку. И это вполне нормально. Я стараюсь не отходить от того момента, что нас всех много на земле, и невозможно все под себя подогнуть, грубо говоря. Поэтому если кого-то еще на земле волнует то представление музыки, что волнует меня сегодня, значит цель достигнута, вот и все. Вот такое отношение.

 

Какую музыку вы слушаете сами? Происходили ли в последнее время в вашей жизни какие-то музыкальные открытия?

alt

Я отошла от фестивалей, очень много в моей жизни их было. Сегодня мой фестиваль - это природа, это птицы, шелест листвы, это уже созерцательный момент какой-то, то есть виды природы, запах травы тоже для меня музыка. Естественно слушаешь звук ручья, там водопад, блаженство. Для меня это музыка. Я не ищу уже для себя, если честно, каких-то музыкальных открытий, и так далее, потому что есть определенные имена в жизни моей, которые по сей день остаются для меня неким примером, как может музыка звучать. Тот же Роджер Родас, творчество, особенно раннее, Шерали Джураева - это те люди, которые, несмотря на свой непростой и даже буйный характер, вызывают у меня глубокое уважение, только лишь из-за того, что у них все не только честно, а где то невероятно интеллектуально.

Это та музыка, которая тебя реально так лбом об стену «бдышшшш». Это музыка - не просто красивые наряды, сцена, шоу, и так далее. Это и есть реальность - простая форма, простая внешность, невероятно простое поведение, да и очень простое отношение.

 

Как складываются ваши взаимоотношения с мужем? Что значит быть мужем «звезды», меркнуть в ее тени?

alt

Я не из той категории, кто вообще об этом говорит. Я за то, чтобы в семье царила гармония, потому что быть на сцене и быть дома - это два разных состояния. Прежде всего, мы друзья, а друзья, понимают и прощают многое друг в другу. Нужно просто не переходить границы, стараться уступать. Семья - это не только ты и он, а и дети, которые приходят в семью. Конечно, не так просто быть на сцене и быть в семье, тем не менее, есть множество людей других профессий и все пытаются совмещать работу и дом, и я в этом смысле себя не выделяю. Пускай это публичная работа, она светит, но и в других специальностях люди друг друга видят, могут пожелать что то не то, позавидовать.

Я и без сцены всегда считала себя какой то звездой. С детства была немного избалованная и сцена меня напротив даже исправила - научила быть скромнее, быть в тени, и здесь звезда больше мой супруг, чем я. Поэтому нам легко, нет таких вопросов, все достаточно комфортно, даже если бывают вспышки, все это нормальные бытовые моменты, которые существуют у всех. Такие моменты бывают в любых семьях у «звезд» и не «звезд». Так что тут у нас все достаточно прозаично.

 

Как удается совмещать семью, детей и шоу-бизнес?

alt

Семья для меня превыше всего, как и для большинства людей на планете. Это главная опора. Мы стараемся находить время друг для друга, стараемся находить слова поддержки, стараемся находить молчание между собой. Одним словом, мы стараемся, а когда человек старается, он обязательно приходит к чему-то. Хорошо, что мы есть друг у друга. Стараемся беречь нашу маму, которая, не смотря на возраст, чувствует себя достаточно молодой, это дает надежду, что впереди еще долгая дорога. Хотя, конечно, жизнь это пробежка от начала к завершению, об этом важно не забывать. Все мы уходим, и важно понимать, что не просто что-то надо после себя оставить, важно сохранить чистоту, честность. Важно не предавать то, где ты есть.

 

Нет ли планов по развитию музыкального направления в Узбекистане – собственная школа, студия?

alt

У меня гораздо больше планов абсолютно другого направления. Очень надеюсь, что у меня получится все задуманное. Мое музыкальное творчество будет идти своим чередом. Слава Богу, что в нашей жизни есть музыка. Мы рождаемся с музыкой на устах. Первый крик ребенка - тоже музыка, об этом не стоит забывать.

С возрастом происходят какие то моменты переосмысления.

Я не педагог, прежде всего, я училась на вокалиста, исполнителя, а исполнитель и учитель это две разные категории, два разных человека. Хочется посоветовать исполнителям не соваться в педагогику, потому что этому надо учиться, и преподавать - это от Бога. Преподавание - это огромная ответственность, это дети, студенты, за которых ты отвечаешь головой, как ты к ним обращаешься, как объясняешь, доходит, не доходит. К преподаванию нужно подходить с пониманием дела.

Возможно, в недалеком будущем я смогу помогать кому-то, но целенаправленно заниматься обучением у меня планов нет.

Афишу концертов Дворца Форумов смотрите тут.

 

Получайте на telegram лучшие новости MYDAY Вечером
Будьте в курсе всех событий города с Ботом MyDroid
Дата публикации: 23-01-2017

Комментарии 0

Авторизуйтесь чтобы добавлять комментарии